Img
Готовность к школе

Часто родители пребывают в некотором заблуждении по поводу подготовленности их детей к школьному обучению. Заблуждение это заключается в родительской уверенности в том, что ребенок считается подготовленным к школе, если умеет читать, писать и считать. Между тем мало кто из родителей догадывается, что иногда, даже овладев этими умениями, ребенок не обязательно будет хорошо учиться в школе.

Дети развиваются неодинаково, и то, что естественно для одного ребенка, для другого еще сложно и несвоевременно. Но почему-то многие родители считают возможным форсировать интеллектуальные способности своих детей.

Что же делать родителям, от действий которых зависит уровень подготовленности их ребенка к школе? Прежде всего необходимо понять, что надо не обучать ребенка тому, чему будут учить в школе, а развивать его предпосылки к обучению. Тогда позже, в процессе получения знаний, ребенок будет способен их усваивать. К этому будет готов его мыслительный аппарат, у ребенка появятся мотивация к обучению и контроль за своими действиями.

Готовность к школе

Часто бывает, что ребенок хорошо cчитает, пишет, читает. Родители гордятся этим и при каждой удобной возможности стремятся продемонстрировать эти умения. Но при ближайшем знакомстве с таким ребенком оказывается, что инструкцию он почти никогда не воспринимает с первого раза. Он просто не слышит, что от него требуется. При повторе он улавливает инструкцию лишь частично, а при очевидной допущенной ошибке не стремится ее исправить. Такой ребенок не способен поднять руку, чтобы обратиться к педагогу, если не понял, не расслышал задание.

Как правило, в классе более двадцати учеников, и учителю бывает трудно контролировать нюансы в поведении каждого из них. Если к перечисленным проблемам добавить еще и неумение планировать свою деятельность, неспособность подготовиться к следующему заданию, то вырисовывается портрет ребенка, психологически к школе не готового.

Благодаря тому, что в наших группах 6-7 детей, они могут получить больше внимания и индивидуального подхода от учителя. Это может помочь им лучше понимать материал и развивать свои навыки быстрее. Кроме того, в маленьких группах дети могут лучше взаимодействовать друг с другом и развивать социальные навыки.

Мотивационная готовность к школе

Существует еще и мотивационная готовность к школе. Психологам часто приходится сталкиваться с тем, что в отличие от официального опроса при неформальном общении дети признаются в своем нежелании идти в школу. Одни объясняют это тем, что в школе, на их взгляд, будет очень трудно. Другие — что придется выполнять домашние задания. А третьим вообще бывает тяжело сформулировать свое негативное отношение к школе. Они говорят, что просто не хотят идти в школу, а почему — не знают. Получается, что желание, которое является движущей силой и считается самым мощным фактором в достижении любых успехов, у них отсутствует. Часто при выяснении причин сложившейся ситуации психолог узнает, что родители слишком переусердствовали в своем желании приобщить ребенка к миру знаний. Форсируя способности ребенка, родители рискуют привить у него отвращение не только к обучению в школе, но и к процессу познания вообще.

Нужно помнить, что для дошкольного возраста ведущей является игровая деятельность. И если вы хотите познакомить ребенка с миром цифр и букв, то обязательно делайте это с помощью игры. Только погружаясь в царство кубиков, бусинок, пирамидок и мячиков, вы сможете говорить с ребенком на его языке. Так, становясь партнером ребенка по играм, вы сумеете осторожно, шаг за шагом увлекать его чем-то более интересным. Постепенно, слегка усложняя перед ним задачи, вы сможете аккуратно ввести его в более сложный мир. Сажать ребенка раньше времени за парту, ставить ему оценки и сравнивать с более успешными детьми — значит обрекать его на муки.
Бывает, что желание учиться компенсирует даже не слишком большие знания ребенка. Мотивационная и психологическая готовность к школе не менее важна, чем готовность интеллектуальная, а знания и умения при отсутствии желания часто не приносят успехов в учебе.

Готовность к школе

Рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к школе

Готовность в сфере общения.

Развивать:

  • умение налаживать контакты с другими. (Это умение способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям);
  • умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  • умение согласовывать действия с другими;
  • осознание собственных успехов и неудач в отношении общей цели совместной деятельности.

Эмоционально-волевая готовность:

Главный акцент в ее развитии взрослые должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

  • не бояться трудностей;
  • стремиться преодолевать их;
  • не отказываться от намеченной цели.

Как развивать волевую готовность?

  1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка (закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение);
  2. Учить стихи, пересказывать сказки и рассказы;
  3. Развивать самоконтроль — использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «, Да» и „нет» не говорите…»;
  4. Чаще использовать игровую мотивацию; оценку со стороны сверстников;
  5. Развивать стремление действовать по моральным мотивам;
  6. Соблюдать постепенность в высказывании требований;
  7. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.
Готовность к школе

Взрослый должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

  • устойчивости чувств;
  • глубины чувств и эмоций;
  • осознания причин появления тех или иных эмоций;
  • эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи)

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование
примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание
картин, слушание музыки).

Мотивационная готовность:

Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

  • положительных представлений о школе;
  • желания учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового;
  • сформированности позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

  1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
  3. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?»
Готовность к школе

Благодаря тому, что в наших группах 6-7 детей, они могут получить больше внимания и индивидуального подхода от учителя. Это может помочь им лучше понимать материал и развивать свои навыки быстрее. Кроме того, в маленьких группах дети могут лучше взаимодействовать друг с другом и развивать социальные навыки.

img
img