Img
Играть нельзя учить

Многие помнят заковыристую фразу «Казнить нельзя помиловать» из мультфильма «В стране невыученных уроков», там, в буквальном смысле, хоть и в шутку, от правильно поставленной запятой зависела жизнь героя. С фразой «Играть нельзя учить» всё не так трагично, но всё-таки, от того, как каждый родитель прочитает эту фразу, во многом зависит здоровье дошкольника и его будущие успехи и в учёбе, и в общении.

В последнее десятилетие необычайно популярной стала идея раннего обучения детей: карточки Домана с 1 года, обучение чтению по кубикам Зайцева с двух лет. «После трёх уже поздно», иностранный язык как можно раньше. Чего стоит только подготовительный к школе марафон, когда маленькие «ученики» не меньше двух раз в неделю, вместо катания с горки или слушания интересной книги в обнимку с мамой, садятся за парты, чтобы, фактически заранее освоить программу первого класса школы. А знают ли озадаченные родители, что требования к ребёнку, поступающему в первый класс читать и писать являются неправомерными, и даже запрещаются в документах Министерства образования?

Вот уже не один год на вопрос «хочешь ли ты в школу?» очень немаленькая часть семилеток отвечает «не хочу», а родители недоумевают, почему второклассники и даже третьеклассники таскают в школу любимые игрушки – и совсем не гаджеты, а куклы-пони-машинки-роботы. «Не хочет учиться», «только бы играть», «все уроки делает из-под палки». Да и такое понятие, как академический стресс всё чаще и чаще встречаются среди младших школьников и, даже, дошкольников.

Так что же случилось с нашими детьми? Почему начало образовательного процесса вместо радости открытий и захватывающего общения с друзьями превратилось в тяжёлую работу и невроз? Спросите своих детей, чего они хотят делать. Они ответят – играть. «Всё бы тебе в игрушки играть, взял бы книжку почитать»- сетует бабушка. «А вот у Ивановых сын-дочь твой ровесник уже задачи решает» — нервничают родители. А дети опять твердят ИГРАТЬ, кто как умеет и в зависимости от возраста. А кто-то и не умеет вовсе. И тогда беда – ведь именно в игре ребёнок познаёт мир: его свойства, предметы, обычаи и традиции, изучает себя, свои возможности и способности. Маленькие зверята целыми днями только и делают, что носятся друг за другом прикусывая понарошку, играют и оттачивают охотничьи навыки, совершенно необходимые для жизни взрослого зверя. Дочки-матери, игра в магазин, в больницу, в пожарника или в поезд. Эксперименты с разными предметами, изучение их свойств. Оттачивание ловкости и координации движений на детских площадках и на природе. Разве не подготовкой к взрослой жизни занимаются человеческие детёныши? И нет ничего важнее этого процесса. И нужно потратить на это несколько лет жизни, как раз до школы, до начала академического обучения.

Уверена, многие родители знакомы с психологическим термином «ведущая деятельность» и в дошкольном детстве самой главной деятельностью является игра, и только игра. Это обусловлено и психофизиологическими особенностями маленьких детей. Так, например, до 7-8 лет левое полушарие мозга, отвечающее за абстрактно-логическое мышление, анализ и синтез, письменную речь и самоконтроль имеет мало нейронных связей. Зато активно развивается правое полушарие коры головного мозга и такие функции, как умение чувствовать и воспринимать сигналы окружающего мира, объединять их в образы, сравнивать, интегрировать. Причём понимать свойства буквально собой, горячий-холодный, гладкий-шершавый, высокий-низкий, много-мало, быстро-медленно. Тренируются понимать знаки и символы, принятые в нашей культуре: круглый мяч, треугольный кусочек сыра, длинная палка похожая на копьё.  Создавать образы окружающего мира в своих рисунках и поделках, оттачивая при этом ловкость маленьких пальчиков. Понимать эмоции, свои и чужие, дружить и эффективно взаимодействовать. Чувствовать и понимать собственное тело, управлять им, открывая огромный источник энергетической подзарядки мозга в частности и нервной системы в целом. Слышать, и различать всё многообразие звуков этого мира – без этого невозможно слуховое внимание. Осваивают многомерное пространство и перемещения в нём. Вы представляете сколько нужно всего успеть, пока ты ещё маленький! А вы говорите учится. Дело в том, что именно функции правого полушария становятся базисом и необходимым фундаментом всех высших психических функций и образовательного процесса в будущем.  Стимулируя детей в дошкольном возрасте слишком ранним обучением, чрезмерно эксплуатируя функции незрелого левого полушария, мы обедняем чувственный, эмоциональный и телесный опыт детей, не даём выстроиться прочному фундаменту всей дальнейшей психической жизни человека, нарушаем законы и экологию гармоничного развития.

ИГРАТЬ, НЕЛЬЗЯ УЧИТЬ! Только так, а не иначе, когда мы говорим о дошкольниках. Они правду говорят, поверьте им. Им действительно очень нужно играть, и нет в их жизни дела важнее! Присмотритесь повнимательнее к своим детям – как они играют, что их интересует. Включитесь в их игру, научите играм своего детства. И пусть ваше родительство будет не тяжким бременем, а счастливым и светлым периодом жизни. ИГРАЙТЕ!

img